К чему приводит воспитание ремнём?
Все мы понимаем: бить ребёнка нельзя. «Да разве ж я бью? Я уму-разуму учу!» Это первое объяснение-оправдание. Кроме него существует ещё несколько наиболее распространённых родительских аргументов в пользу подзатыльника (назовём этим словом любое физическое наказание).
Специалисты утверждают, что большинство людей, подвергавшихся телесному наказанию в детстве, если и смогли забыть обиду, то совсем не благодарны родителям за такое воспитание.
Дети способны вывести из себя кого угодно. И в некоторых семьях физические наказания постепенно входят в систему, потому что дети перестают реагировать на другие способы воздействия. Учащаясь, наказание постепенно усиливается. Сначала вы шлёпаете по «мягкому месту» от случая к случаю, бьёте руками, потом появляется ремень. Вместо того, чтобы поговорить с ребёнком, занять его чем-то, переключить внимание, показать своё недовольство строгим голосом, родители предпочитают отвесить хороший шлепок или подзатыльник. Так проще.
Чего добиваются родители, «распуская руки»? послушания и дисциплины, выполнения определённых правил. Что получают в итоге? Только видимость послушания со стороны детей.
Физическое наказание, как правило, не вызывает у детей раскаяния и желания исправится, зато пробуждает совсем иные чувства. Это могут быть:
- обида, стыд;
- желание отомстить;
- протест («Я сделаю назло!»);
- изворотливость, лживость («В следующий раз постараюсь не попасться»);
- снижение самооценки.
Нередко следствием физических наказаний становится упрямство ребёнка. И это не проявление плохого характера, а своеобразная форма протеста и защиты. Ребёнок замыкается в себе, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.
И ещё одно тяжёлое последствие физических наказаний: отчуждение между ребёнком и родителем. В итоге родители теряют всякую возможность влиять на своих детей. Телесные наказания могут привести ребёнка к повиновению, но каким он станет в будущем? Слабые дети превращаются в трусливых и безответных; сильные – в жестоких и дерзких.
Попробуйте иначе!
Представьте себе, что перед вами чужой ребёнок, которого вам доверили на какое-то время. Вы за него отвечаете. В такой ситуации вам и в голову не придёт отвешивать ему оплеухи. Даже если очень захочется это сделать, вы будете сдерживать себя.
Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ваш ребёнок ведёт себя не так, как вам хочется. И только когда разберётесь в ситуации, примите решение о наказании.
Разобравшись, вам вряд ли захочется воздействовать на ребёнка физически.
Способов донести до ребёнка, что он не прав достаточно. Например, лишите его внимания. Но, перед тем как начать игнорировать ребёнка, обязательно объясните ему, что таким образом он наказан за конкретный проступок, а не потому, что у вас плохое настроение. Пример: «Я не буду с тобой разговаривать до тех пор, пока ты не уберёшь в своей комнате!»
Другой вариант – наказание разумным ограничением. Лишение игры на компьютере, прогулки, мультфильма – эффективно, но не унизительно. Только обязательно объясните ребёнку, за что конкретно он наказан. Фраза «Ты себя сегодня плохо вёл» не подействует, зато перечисление конкретных провинностей – уже аргумент.
Работа над ошибками
Под влиянием эмоций даже самый добрый и мягкий родитель может шлёпнуть ребёнка по попе. Когда страсти утихнут, объяснитесь с ребёнком. Говорите чётко, не сюсюкая и не заискивая перед ним: «Я не хотел этого делать, но твоё поведение (слова, поступок) вывело меня из себя. Теперь мне стыдно за свои действия». Это покажет ребёнку, что вы понимаете бессмысленность физического наказания. Ведь самый короткий путь к уму и сердцу ребёнка – не «через мягкое место», а через глаза и уши.