Как быть услышанным. Почему дети не реагируют на просьбы?

Довольно распространенная ситуация: мы, взрослые, даем детям какие-то указания, а они нас не слышат.

3 главных правила:

1. Никогда не ставьте под угрозу свой авторитет, а именно «Ты совсем меня не слушаешься» лучше забыть. Вы должны всегда «держать лицо», не впадая в истерику. Но в то же время это вовсе не значит, что надо разговаривать жестко и бескомпромиссно.

2. Не спешите строго судить ребёнка, не получая никакой реакции от него на свои просьбы. Вполне вероятно, что ребёнок устал и не желает слышать о том, что не может выполнить. Или же он сосредоточен на своих мыслях и переживаниях. Неужели и с вами не бывает такого, что иногда вы пропускаете мимо ушей чьи-либо вопросы?

3. Соответствует ли ваше требование возрасту и возможностям ребёнка? Об этом надо подумать до того, как вы озадачите ребёнка чем-либо. Недоумение вызывают мамы, которые начинают указывать своим малолетним детям: «Ваня не вертись! Сиди спокойно! Не бегай!». Вы представляете, что такое для 3-летнего ребёнка – сидеть спокойно? Это скорее патология, чем норма…

Научите слышать вас.

Перед тем, как требовать от ребёнка послушания, научите его слышать вас. И первое, что необходимо сделать – установить зрительный контакт.

- Зрительный контакт. Поймайте взгляд ребёнка. Настройтесь на передачу сообщения. В качестве вступительной фразы можно использовать «Послушай, я хочу тебе кое-что сказать». Называйте ребёнка по имени, когда поручаете ему какое-то дело.

- Краткость – залог успеха. Ваше требование должно быть предельно понятным и кратким, не отягощенным сложными словами и предложениями. Если вы начнете непонятные пространные рассуждения – ребёнок перестанет вас слышать.

- Свобода выбора. Если ситуация позволяет, предложите ребёнку самому определить, когда он сделает то или иное дело. Например, сказать ему, что в ближайшие часы надо убрать на столе разобрать игрушки. Можно спросить, хочет ли он справиться с делами до обеда или после. Ребенок, которому дают право решать, становится со временем более ответственным.

- Предоставляйте и так называемую условную свободу выбора. Например, вам надо, чтобы ребёнок оделся потеплее. Вместо приказа «Оденься потеплее!» лучше сказать: «Одевайся. Ты наденешь брюки или джинсы?» Дайте ребёнку почувствовать, что это его решение, а не ваше. Этот прием работает и с маленькими детьми, особенно когда наступает период «Я сам!».

- Мотивация. Делайте предложения, от которых ребёнку будет трудно отказаться. Например: «Одевайся, пойдем гулять, покатаемся с горки, посмотрим собачек, накормим птичек» и т.д.

- Обойдитесь без «не». Психологам давно известно, что частицу «не» с глаголами лучше не использовать, если вам надо кого-нибудь убедить: человеческий мозг откидывает её. Просите утвердительно: вместо «Саша, не бегай!» лучше сказать: «Сашенька, постой спокойно».

- Нельзя, потому что… Когда что-то запрещаете, объясняйте причины вашего запрета. «Эта горка очень опасная. Ты можешь сильно удариться».

Если ребёнок вас все-таки не слышит, повторите свою просьбу ещё раз, но медленнее и чётче.

Количество запретов не должно превышать 5-7 штук в день – это уже перегруз.