ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ ХОРОШО УЧИТЬСЯ

Школа – миниатюрная модель общества. А это значит, что успешность одного из его членов во многом зависит от того, каким именно образом он себя в нем позиционирует. Иными словами, успешность ребёнка зависит от самооценки. Любая самооценка накладывает сильный отпечаток на личность. Комплексы, мысли, поступки – все в той или иной степени вытекают из самооценки.

Если самооценка завышена, то ребёнок останавливается в развитии (а зачем прилагать усилия, если все и так отлично) и нуждается в хорошей встряске для дальнейшего развития.

Дети с заниженной самооценкой очень часто впадают в депрессивное состояние от малейших неудач. Они опускают руки и предпочитают плыть по течению. Для развития им необходима постоянная моральная поддержка родителей, близких и друзей.

И завышенная, и заниженная самооценка не способствуют успеху. Родителям необходимо помогать своему ребёнку учиться оценивать способности и в полной мере их реализовывать.

Метод наказания и поощрения, может, и не самый лучший, но другого пока никто не придумал. К школьным годам ребенок уже вполне проявил индивидуальные черты характера. И родители знают, чего в общении должно быть больше. Ведь одному ребёнку достаточно укоризненного взгляда, а другому хоть кол на голове теши.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОТНЕСТИ К ОБЩЕПРИЗНАННЫМ.

1. Давая оценку поступку ребёнка никогда не сравнивайте его с другими детьми. Жизнь показывает, что успеха достигает тот, кто сравнивает себя не с окружающими, а самим собой в недавнем прошлом. Человек должен гордиться только собственными достижениями. Значит, и родители должны хвалить или укорять не за пятерку или двойку, а за приложенные усилия или, наоборот, леность и нежелание потрудиться. Ведь иногда и тройка – это уже прорыв!

2. Старайтесь развивать в ребёнке инициативность. Поощряйте ребенка даже когда результат не совсем тот, который вы хотели бы видеть. Деятельная и активная жизненная позиция – это всегда лучше, чем апатия и безделье. Неустанно объясняйте ребёнку, что под лежачий камень вода не течет, а если знал ответ, но руку не поднял, то и пятерку не получил.

3. Учите ребёнка полагаться на свои силы. А помогут вам в этом несложные домашние обязанности, которые нужно поручит своему ребёнку. Только следите, чтобы выполнялись они не от случая к случаю, а регулярно. А что делать, если школьное задание действительно трудное и без вашей помощи ребёнку не справиться? Делайте вместе с ребёнком, но только не за него.

4. Учите ребёнка терпению. Это качество в жизни ребёнку точно пригодится. Поговорите с ребёнком о правилах золотой середины.

5. Используйте в разговоре фразу «Мы тебя любим, но твоё поведение и отношение к делам плохое». Ребёнок должен быть уверен: несмотря ни на какие ошибки, родительская любовь будет с ним.

6. Делите большие задачи на маленькие. Если не получается сделать все и сразу, при этом ещё и хорошо, ставьте перед ребёнком несколько маленьких последовательных задач, а не кричите «Учись хорошо!».

7. Будьте снисходительны! Ребёнок может принести плохую отметку. И в этом нет ничего страшного. Если вы видите, что ребёнок от неудачи расстроен, поддержите его: «Да, сейчас не вышло, но мы постараемся, и в следующий раз получится гораздо лучше!»

Совет

Покажите ребёнку основные принципы учебы. Мы учимся «от общего к частному», то есть сначала знакомимся с содержанием целого, а потом переходим к деталям. Лучше всего запоминается начало и конец материала. Хуже – информацию, размещенную в середине. Наибольших усилий потребует от нас изучение основной части. Просите ребёнка пересказывать материал вслух – это помогает усвоить информацию. Первое повторение нужно сделать примерно через час, второе через сутки.

Никогда так не говорите:

- «Давай покажу, помогу. Не трогай, всё испортишь!»

Результат: у ребёнка появляется ощущение, что он сам ничего не может сделать. Самостоятельность погашается с первых же попыток её проявить.

- «Не отвлекайся, смотри внимательно, аккуратнее!»

Результат: подрывается уверенность в своих силах.

- «Вот Маша все успевает и все делает хорошо, а ты…»

Результат: ненависть к ни в чем неповинной Маше, ощущение собственной никчемности. Отличный способ воспитать неудачника.

- «Мог бы и лучше!»

Результат: достижения ребёнка обесцениваются на глазах. Зачем стараться, если всегда слышишь «мог бы и лучше».

- «Вот я в твои годы…»

Не стоит выставлять свой личный пример напоказ. Даже если вы и были идеалом, для вашего ребёнка соответствовать этому – ноша непосильная.