«Требования Семейного кодекса Российской Федерации о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей»

Защита права ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права закрепляющие возможность использования всех мер и способов обеспечения нормативного духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком». Особенно это важно, если речь идет о защите прав несовершеннолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную ситуацию или оставшегося вообще без семьи.

Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрены специальные меры по защите детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие термина «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в ст. 121 Семейного кодекса РФ и к ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания и содержания детей, либо препятствующими их нормальному воспитанию и развитию, а так же в иных случаях отсутствия родительского попечения.

Защита прав детей, попавших в такую жизненную ситуацию в силу ст.ст. 121, 122 Семейного кодекса РФ возложена на органы опеки и попечительства муниципального образования.

С 2015 года вступили в силу новые изменения в статью 122 Семейного кодекса РФ, регламентирующую порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 122 Семейного кодекса РФ орган опеки попечительства при получении информации от должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций), а так же от граждан об отсутствии у детей родительского попечения (далее - Сведения) в течении трех рабочих дней со дня получения таких Сведений обязаны провести обследования условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопросов о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации для первичного учета соответственно в региональном и федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Также орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения Сведений, обязан направить документированную информацию о ребенке оставшемся без попечения родителей для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременно отправить в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

За неисполнение обязанностей, а также за предоставление заведомо недостоверных Сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, вышеуказанные руководители организаций и должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности, в частности административной, предусмотренной ст. 5.36 КоАП РФ за нарушение порядка или сроков предоставления Сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью, либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.