Развитие сенсорной сферы на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях «Калейдоскоп»
«Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением» - сказала Дж. Айрис, эрготерапевт, известная своей разработкой теории сенсорной интеграции.
Сенсорная сфера- это часть нервной системы, которая отвечает за восприятие и слаженную работу органов чувств, за обработку поступающей от них (сигналов) информации; это опыт мироощущения.
В МКУ ЦСПСД Осинниковского городского округа психологи в социальной сфере на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ значительное внимание отводят решению проблем сенсорного развития детей, так как именно данная область ответственна, за адекватное восприятие детьми окружающего, за способность к выделению основных признаков и свойств предметов. Ребенок может иметь острое зрение и отличный слух, но не понимать, что видит и слышит, или неправильно на это реагировать — игнорировать очевидные стимулы или пугаться того, что для большинства детей приятно.
На индивидуальных занятиях психолог в социальной сфере, используя различное сенсорное оборудование и пособие, знакомит ребенка с массой новых ощущений, через анализаторы дает «пищу для ума».
Так, например, зрительные ощущения ребенок получает во время релаксации в сенсорной комнате от воздушно-пузырьковой панели «Лунная ночь». Потрясающее зрелище световых эффектов, завораживающее действие пузырьков, позволяет зафиксировать внимание ребенка, стимулируя его визуальное восприятие.
Для пополнения сенсорного опыта ребенка различными тактильными ощущениями психолог использует чувствительность его конечностей. Через пальцы ребенок познает понятия: мягкое-твёрдое, холодное-теплое, скользкое-шершавое, большое-маленькое, длинное-короткое и т.п., например, перебирая элементы бизиборда (кнопки, вентили, колесики, замки, дверцы, шестеренки, переключатели).
Ощущения, получаемые через ступни ног, просто штурм для нейронных связей. Наступая на элементы модульного коврика похожие на травку, камешки, шипы, шишки, волны и т.д., ребенок непроизвольно учится анализировать, сравнивать, активизируется его чувствительность, а также происходит активный массаж энергетических точек.
Конечно же, в арсенале наших психологов много различных арт-терапевтических методик, которые применяются с учетом психофизических возможностей ребенка и существующих у него проблем в развитии. Специалисты стараются использовать все анализаторы ребенка, чтобы он максимально получил разной информации об окружающем мире.