Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторикаэто способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Средства развития мелкой моторики являются:

    • Пластилин
    • Карандаши, счетные палочки
    • Бумага
    • Рисование
    • Природный материал
    • Природные камни
    • Песок
    • Тестопластика
    • Массажер Су-Джок

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Можно делать пластилиновые узоры и картины, изготавливать лабиринты, «приклеивать» кусочки пластилина на диск и д.р.

Счетные палочки – развивают внимание, воображение, помогают закреплять знания о геометрических фигурах, знакомят о понятии симметрии. Из счетных палочек можно собирать фигуры по собственному замыслу; устраивать превращения, когда переложив одну-две палочки, получить другую фигуру и д.р.

Работа с бумагой - развивает у детей, точные движения пальцев, конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами; плести коврики из бумажных полос, использовать технику «оригами»; изготавливать мозаики из бумаги и тематических коллажей.

Рисование - открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу. Рисовать можно: пальцем или ладонью, палочкой, пипеткой, делать отпечатки скомканной бумагой, мыльными пузырями и д.р.

Игры с природным материалом - гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с природными камнями - приносят пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Игры с природным камнями является не только необычными, но и учат детей ориентироваться в мире камней, познавать их свойства, особенности, значение.

Игры с песком - способствуют расширению словарного запаса, освоению навыков звуко-слогового анализа. Дети могут имитировать движение змеи указательным пальцем или ребром ладони на песке. Можно предложить ребенку показать правую руку – спрятать её в песок, а затем – левую руку – спрятать её тоже. Набрать песок в кулачки, поднять их повыше и медленно посыпать песок, как «дождик». Можно предложить ребенку выровнять песок и представить, что здесь ходил слон. Можно, сжать руки в кулачки и оставлять отпечатки на песке и другие игры, которые очень нравятся детям и приносят массу положительных эмоций.

Тестопластика – влияет на развитие моторики и координации движений, способствует коррекции всех психических функций. Совместно с детьми, в домашних условиях можно выполнять нехитрые задания: лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины, сердечки; облепливать тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из под детского питания, баночки. Детям, можно предложить сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

Упражнения с массажерами Су-Джок – представляют собой метод воздействия на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально‑волевой сфер ребенка. Су‑Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук и поднимает настроение ребенку. Массажное кольцо надевается на определенный палец руки или ноги, его интенсивно передвигают по всему пальцу или по его части. Каждый палец массируется до тех пор, пока в нем не возникнет ощущение тепла и не появится легкое покраснение. Степень воздействия можно регулировать, нажимая на палец больше или меньше. Чтобы было интереснее проводить массаж, сопровождайте его стихотворным текстом: ребенок повторяет слова и выполняет действия с в соответствии с текстом. Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются её универсальность. Использование Су-Джок терапии противопоказано при воспалительных или гнойных процессах и болезнях крови, в любом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

Предложенные упражнения и игры направленные на развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям: научиться понимать многие явления окружающего мира, овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, помогаю им лучше адаптироваться в практической жизни.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес и приведет к положительному результату в развитии мелкой моторики.